Параллельный импорт

от 16.10.2023

Старт санкционному давлению на Россию со стороны США и стран «коллективного Запада» был дан в 2014 году. К лету 2023 года Евросоюз ввел 11-й пакет и ведет обсуждение 12-го. Если на первых порах санкции затронули в основном отрасли тяжелой промышленности, то в настоящее время под санкции попадают товары «двойного» назначения: продукция ИТ-отраслей, программное обеспечение, полупроводники, шифровальное (криптографическое) оборудование и технологии.

Полностью прекращен импорт высокотехнологичных товаров и технологий не только двойного, но и гражданского назначения с использованием технологий или комплектующих, произведенных в США. После февраля 2022 года Россию покинули или свернули производство не желающие нести репутационные или экономические риски:

  • Apple
  • Dell
  • HP
  • IBM
  • Microsoft
  • Oracle
  • SAP

Контрабандисты

Масштабное введение санкционных пакетов привело к снижению поступления ИТ-товаров. За 4 месяца 2022 года объем поставок снизился на 75%. Настало время искать пути нелегальных поставок из стран, готовых делать бизнес на схемах, описываемых в уголовном праве как контрабанда.

Нашлось немного стран, передающих через свою территорию товары, которые Россия напрямую не может купить в странах-производителях: Турция, ОАЭ, Мальдивы, до недавнего времени - Казахстан и Армения. Работа через страны-контрабандисты позволила к началу 2023 года возобновить поставки необходимых товаров в объемах, близких к досанкционным. Был налажен «параллельный» импорт.

Крупные частные и государственные компании начали ажиотажную скупку и накопление поступающих нелегально товаров с целью создания «запасов» на случай ужесточения санкций или отказа стран-контрабандистов от поставок под давлением международного сообщества.  

Импортозамещение

Ставший популярным после 2014 года термин «импортозамещение», на который возлагалось много надежд, показал свою несостоятельность. Причина не в том, что в России невозможно наладить производство собственной продукции. Проблема в уничтожении государственного сектора в экономике. Большинство ИТ-компаний - или частные или с долей участия госкапитала, но с решающими голосами частных инвесторов.

Потенциальные инвесторы прекрасно понимают, что производимая в России продукция неконкурентоспособна на международном рынке. Более того, в сфере ИТ-технологий выход на международный рынок для России полностью закрыт, а внутренний рынок – недостаточно емкий, чтобы вкладывать миллиарды инвестиций.

На двух стульях

Параллельный импорт – вынужденная мера. Это прекрасно осознают в высших эшелонах власти, но предпринять каких-либо реальных шагов для возвращения страны в русло цивилизованных торговых отношений не могут. Приходится балансировать между интересами потребителей, привыкших за долгие годы к высококачественным ИТ-товарам и услугам, и отечественными производителями, работающими в русле «импортозамещения» и совершенно не заинтересованных в том, чтобы в страну через третьи страны поступали пусть «серые», но гораздо более привлекательные товары.

Стабильность

В сложившихся условиях продолжающегося конфликта, послужившего причиной введения санкций, российский бизнес замер в ожидании стабильности. Вести речь о каком-либо росте сферы ИТ-технологий в РФ пока нельзя. Страну покинуло около миллиона специалистов в сфере высоких технологий, конструкторов, опытных организаторов производства.

Выход в сложившейся ситуации видится не в рокировках концепций и инициатив «прорывного» характера, исходящих сверху, а в создании благоприятных условий для международного сотрудничества и возврату российских производителей на международный рынок технологически развитых стран. Возможности стран ЕС и США по введению препятствий для развития РФ далеко не исчерпаны.

Параллельный импорт