До 2022 года на российском рынке серверов доминировали продукты зарубежных производителей, таких как Dell, HP, Huawei, IBM и Lenovo. Эта ситуация сложилась исторически. Первые российские серверные решения для корпоративного сектора появились только после 2014 года, когда рынок уже был насыщен предложениями от зарубежных компаний. Российские серверы были нацелены на удовлетворение узких потребностей клиентов и в первую очередь, представляли интерес для государственного сектора.
Но в прошлом году ситуация кардинально изменилась. В данное время около половины серверного оборудования, продаваемого в стране, производится в России. Иностранные поставщики резко сократили свою деятельность, прекратив продажи и техническую поддержку своих продуктов. Местные производители получили уникальный шанс укрепить свои позиции, поскольку нужда в развитии ИТ-инфраструктуры осталась неизменной, в то время как предложение существенно уменьшилось.
Существует и растущий интерес к серверам, которые соответствуют всем нормам Open Compute Project (OCP). OCP представляет собой открытый проект, сфокусированный на сложном технологическом оборудовании и был задуман крупными международными корпорациями, руководящими обширными серверными инфраструктурами. В рамках стандарта OCP осуществляется унификация всех компонентов, а техническая документация доступна для широкого применения.
Серверы, выпускаемые в России сегодня, могут быть условно разделены на две категории.
Первая категория включает в себя оборудование, разработанное в России и изготовленное на территории страны с применением как местных, так и зарубежных деталей. Такой товар соответствует требованиям Минпромторга и внесен в реестр отечественных продуктов.
Во второй категории находятся серверы, которые не являются разработкой России и выпускаются с применением моделей OEM или ODM. Эти серверы имеют разную степень уникальности в изготовленном виде. OEM (Original Equipment Manufacturer) подразумевает, что компания приобретает готовые комплектующие, произведенные на заводе, и собирает из них готовое изделие под своим собственным брендом. ODM (Original Design Manufacturer) представляет собой модель контрактного производства, в рамках которой завод разрабатывает и изготавливает продукт по всем требованиям заказчика. Крупноузловая сборка и пайка также осуществляются на территории России.
На сегодняшний день, около 80% рынка занята продукцией из второй категории. Традиционная разработка представляет собой длительный процесс, требующий глубоких знаний и большого опыта. В России таких разработчиков можно посчитать на пальцах. Гораздо более удобным и быстрым способом является сборка изделий из доступных компонентов, используя разработку, созданную кем-то еще.
Российские производители сфокусированы на усовершенствовании технических характеристик и повышении функциональности своего оборудования. Важнейшими задачами для них являются создание экосистемы серверных решений и повышение производительности. По мере решения этих задач и ухудшения состояния импортной инфраструктуры, которая не прошла модернизации, а также в связи с обязательным переходом на отечественные решения до 2025 года, интерес заказчиков к российским продуктам будет непрерывно возрастать.
На российском рынке оборудования создалась уникальная ситуация, предоставляющая возможности для всех участников. Многие из них, включая заказчиков, вынуждены были выйти за пределы привычной зоны комфорта и идти по нестандартным путям. Но именно это действие является высоким стимулом для достижения прогресса